Рекламные образы. Особенности, виды и приемы их создания. Часть 3

Рекламные образы. Особенности, виды и приемы их создания. Часть 1

Рекламные образы. Особенности, виды и приемы их создания. Часть 2

 

 

Если классифицировать образы по степени успешности, можно выделить четыре эффекта, которых они могут достичь:

1. Образ идеально попадает в цель, и принимается потребителями. Со временем, он превращается в топовый персонаж, воспринимается как старый знакомый. Самые известные РО становятся объектами народного фольклора, и переходят в ранг «легенд»!

2. Образ достаточно хорош, но не становится «хитом». Тем не менее он успешно работает на продвижение бренда.

3. Созданный образ мало интересен потребителю. По аналогии со школой, ему можно поставить троечку. Образ удовлетворителен. Это не конец света, но и не прорыв. Ждать особого эффекта не стоит. Многое зависит от интенсивности использования. Телереклама, которая идет постоянно, может приучить потребителя даже к довольно посредственным образам.

4. РО явно неудачен. Причин здесь может быть несколько, и о них поговорим в следующем пункте. Главное: решение ошибочно, и образ не способствует позитивному восприятию. И не продвигает бренд должным образом. В ряде случаев можно использовать и слово «провал».

Потенциальные сложности и опасности при создании образа

Далеко не каждый образ может сыграть ту роль, которая ему отводится. Одно дело, когда образ запоминается и это отражается на известности марки и продажах — в лучшую сторону. Другое — когда образ не вызывает должных эмоций. Здесь можно говорить и о потенциальных опасностях: образ может оттолкнуть потребителя от товара!

1. Образ не вписывается в смысловой формат бренда. Иными словами, образ и бренд — из разной серии. Мы приводили примеры, вот еще один: оперный певец рекламирует чипсы. Да, ситуация абсурдна, и даже слегка отдает гротеском. Но на этом примере ясно, как нельзя делать. Аудитория бренда должна идентифицировать образ с продуктом, и не сомневаться в его органичности. Оперный певец в рекламе хорошего кофе — другое дело!

2. Образ не близок ЦА. При этом, причин может быть несколько.

- Самая «экстремальная» - если образ отталкивает, и вызывает негатив. В этом случае, можно говорить о явном просчете со стороны специалистов, его разработавших.

- На втором месте — «выстрел мимо», когда образ просто не подходит ЦА. Его воспринимают как «инородное тело» в рекламной кампании. Он не близок потребителю, не затрагивает его эмоций, не вписывается в формулу «это именно то, что я ожидал увидеть».

- В ряде случаев персонаж просто не ярок, скучен. Это лучше, чем негативные эмоции, но задачу все равно не выполняет.

3. Образ недостаточно проработан. К примеру, какие-то детали, которые должны быть ключевыми, отсутствуют. Или, на первый план выходят то, что является несущественным, а то и лишним.

4. РО не справляется со своими задачами. Это касается персонажей, которые играют те или иные роли. К примеру, от звезды требуется создать образ, проявить актерские способности. Но их недостаточно, или же он переигрывает. Впору вспомнить легендарное «Не верю!»

5. Образ неплох (очертания, визуальные элементы, лексика), но он плохо вписывается в тематику продукта, так как не оригинален. И, что еще хуже, похож на уже используемые.

Как избежать несоответствия и не ошибиться с образом

Разберем пример потенциальных сложностей на примере нашего героя — Андрея Рожкова. Напомним, что он был использован для создания образа в рекламе утеплителя — о чем достаточно подробно было сказано в предыдущей части статьи.

При анализе первоначальной ситуации специалисты агентства выявили несколько

потенциальных опасностей:

- Комедийное амплуа героя. Сложный вопрос: вызывает ли доверие персонаж, известный только по КВН и комедийным шоу, или его сочтут «клоуном»? Ведь его образ предстояло использовать для рекламы современного, высокотехнологичного утеплителя!

- Сомнение по части «раздвоения» образа. Эта опасность связана исключительно с игрой Рожкова при воплощении конкретных персонажей: сможет ли он «вытянуть» своих героев на требуемый уровень?

Если рассуждать логически, то эти пункты можно проверить только экспериментальным путем – в процессе тестовой работы. Так и было сделано. Были проведены фотосессии, а также съемки, созданы макеты для прессы и наружки. Результаты были протестированы на нескольких целевых группах. В оценке участвовали приглашенные специалисты компании-производителя, маркетологи агентства и IZOVOL, представители целевой группы. После этого экспертный совет взвесил все составляющие, и утвердил актера. Последующая рекламная кампания показала, что выбор был правильным.

От ошибок не застрахован никто. Что нужно сделать, чтобы свести вероятность ошибки при выборе образа к минимуму:

1. Оцените соответствие образа рекламируемому товару, бренду, а также выбранной концепции (если она уже утверждена);

2. Проанализируйте все сильные стороны образа, его плюсы;

3. Постарайтесь выявить недостатки. Тут уместен критический взгляд: лучше сомневаться на этом этапе, чем в дальнейшем;

4. Посмотрите на будущий образ с точки зрения потребителя. Способен ли он зацепить, вызвать эмоциональный отклик? При разработке важно понимать, для кого он создается, и насколько будет уместен и правильно воспринят;

5. Постарайтесь спрогнозировать дальнейшее развитие, а именно — оцените потенциал образа. Может ли он использоваться ограниченное время, или же останется таковым на годы?

6. Сделайте предварительные рекламные материалы;

7. Протестируйте рекламу с использованием образа на разных группах: как профессиональных рекламистах, так и на ЦА.

Использование потенциала образа и его многогранность

Обычно образ очерчен и понятен. Он может использоваться на разных рекламных носителях, но выступает в своем, понятном и узнаваемом облике. Примером может служить ковбой из рекламы сигарет. Мы видим его только как ковбоя. А не как, к примеру, золотоискателя, летчика или водителя такси. Знаменитый клоун в рекламе сети быстрого питания также не выступает в роли пожарного, менеджера или скалолаза.

При этом, потенциал образа можно иметь два развития.

1. Вышеупомянутый очерченный образ. Его можно вписать в разный антураж, использовать в разных ситуациях. Это может продолжаться долгое время, и рекламные ходы могут быть яркими и оригинальными. Но большинство образов все равно останется в своем «амплуа». Это хорошо и правильно. Назовем это стабильностью. Именно к ней и стремятся рекламисты: зафиксировать образ в сознании потребителя!

2. В ряде случаев от образа требуется многогранность. Это — образы-актеры, которые будут узнаваемы (как и в первом случае), но способны перевоплощаться в других героев. При этом, узнаваемость — обязательный элемент РО, тут ничего не меняется!

За примером не нужно далеко ходить: это все тот же Рожков в рекламе утеплителя. В самом начале он играет роль «деда». При этом, образ трансформируется: от деда-весельчака до продвинутого специалиста в вопросе утепления.

Но задачи, поставленные производителем IZOVOLа, были несколько шире, и подразумевали использование образа в разных ситуациях. В результате, Рожкову, наряду с образом дела, пришлось играть следующие роли:

- Прораб, который показывает, как использовать утеплитель;

- Пожарный, демонстрирующий негорючесть материала и его безопасность;

- Химик-технолог, в чьи задачи входит рассказать о свойствах и особенностях утеплителя;

- Эксперт в области отделки домов, который досконально рассказывает о важности выбора материала и всех аспектах утепления.

Актер с блеском справился с перевоплощением. Эти образы были использованы как в рекламных материалах, так и в презентационных фильмах, а также в вирусных роликах в сети.

Данный пример не является характерным. Но он наглядно иллюстрирует ситуацию, когда образ должен быть шире и разнообразней. Причем, в этом случае, нужно закладывать многообразность изначально. И выбирать такой образ (и его исполнителя), который сможет реализовать все задуманное на высоком уровне!

Основные приемы, используемые для создания убедительного образа

1. Использование фактора профессионализма. Ценность приема в том, что потребители больше верят специалистам в своем деле, чем другим персонажам. Реклама будет вызывать больше доверия, если модельер будет рекламировать новую линию одежды, а врач — препарат.

2. Демонстрация положительных последствий от использования рекламируемого средства. Шампунь делает волосы привлекательными и способствует успеху. Средство делает плиту (квартиру) чистой и сияющей, и так далее.

3. Осознанное желание быть успешным, походить на кого-то, кто выглядит таковым. Данный прием часто ориентирован на молодежь, и сообщает следующие месседжи: пей напиток — и будешь крут, хрусти чипсами и будешь своим в компании, и т.д.

4. Создание ощутимого, выраженного контраста. До использования товара были проблемы, после все преобразилось.

5. Поддержка и эксплуатация стереотипов. Образ создается с прицелом на то, чтобы визуально соответствовать тому, что уже существует в головах потребителя как догма.

6. Использование фактора национальности. С чем, к примеру, ассоциируется кофе? С Бразилией! Часы — со Швейцарией, высокая мода — с Францией и Италией.

7. Создание ситуации противостояния и победы. Выпил напиток — придумал идею, которая решила проблемы. Надел кроссовки данного бренда — выиграл на соревнованиях.

8. Использование гиперболы, преувеличения. Детали и части тела выступают как идеальные, порой — неестественные. Улыбка, которая способна просто ослепить — в рекламе зубной пасты. Пропорции Геракла у мужчины — в рекламе сети фитнес-салонов.

9. Создание достойного окружения. Характерно для сегмента люксовых товаров. Дорогие часы уместно рекламировать на яхте, или в салоне авто премиум-класса. Рядом с брендом могут располагаться атрибуты успешности: дорогие трости, ювелирные изделия, сигары, клюшки для гольфа и т. п.

10. Прием ассоциации. К примеру, в рекламе средства для лечения горла все предметы вдруг становятся «колючими», обрастают шипами. После приема лекарства все меняется: к примеру, на ровном месте может появиться цветок, яркое солнце внезапно сменит непогоду

11. Использование соответствующей атмосферы. Как правило, эмоциональности и чувственности — для демонстрации чего-то прекрасного. Достигается путем музыки, визуальных приемов, красивых пейзажей, эффектных постановочных или съемочных кадров.

12. Прием ностальгии. 

13. Проверка временем. Имеет много общего с предыдущим приемом. Люди доверяют тому, что прошло испытание временем. К примеру, пиво, которое варят уже несколько веков. Или сыр, который известен со времен мушкетеров и королей Франции!

14. Метафора. Образность — неплохой прием, когда нужно показать что-то яркое. Персонаж использует дезодорант — и вдруг появляются пейзажи с морским бризом. Герой пробует жевательную резинку, и свежесть дыхания передается через появившиеся лимон и арбуз. Косметика может вызвать эффект телепортации на острова, в «волшебную» обстановку.

15. Оригинальность. Достигается разными средствами. Скажем, мощность пылесоса можно продемонстрировать так: он засасывает кресло, телевизор, другие крупногабаритные предметы. Персонаж может потреблять что-то, сидя на потолке, или вершине дерева. Фантазия может заносить создателей рекламы куда угодно, главное — чтобы это было хоть как-то обосновано!